В соответствии с ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и Правилами надлежащей практики их хранения и перевозки, утверждёнными приказом Минздрава 646н, при транспортировке медпрепаратов перевозчик обязан поддерживать оптимальные параметры окружающей среды, необходимые для сохранения их качества и товарного вида, фиксировать информацию о выявленных случаях нарушения температурно-влажностного режима.
Основные правила хранения и транспортировки лекарственных средств и медицинских изделий по России
Соответствующие указанным в сопроводительной документации данным температурный и влажностный режимы при перевозке лекарственных препаратов обеспечиваются типом упаковки, разновидностью контейнера, температурой окружающего воздуха и наличием атмосферных осадков. Даже если лекарства перемещаются на незначительные расстояния, изменение этих параметров может повлечь за собой их порчу и, как следствие, финансовые потери. В строгом контроле температуры и влажности при хранении и транспортировке нуждаются, например, иммуноглобулины, вакцины и биоактивное сырьё для их производства. Нормы, установленные законодательством, обязывают фармацевтическую или логистическую компанию соблюдать при перевозке медпрепаратов следующие правила:
- Лекарственные средства нужно перевозить на специально оборудованном транспортном средстве.
- Нельзя допускать попадания на упаковку медицинских препаратов солнечных лучей и дождя на погрузочных площадках и в открытых фургонах.
- Нужно соблюдать при транспортировке лекарственных средств указанные в документации требования к температуре (от 2 до 8 °C, от 8 до 15 °C, от 15 до 25 °C, от -5 до -18 °C и др.) и влажности.
- Прежде чем вывезти груз с фабрики или склада, необходимо тщательно упаковать его, обеспечить во время следования к месту назначения защиту от загрязнений и механических повреждений.
- Перед каждым рейсом надо проводить санитарную обработку и дезинфекцию транспортного средства, ликвидировать посторонние запахи.
Онлайн - контроль параметров температуры и влажности при транспортировке лекарственных средств с помощью установленных в контейнерах датчиков системы «СканЭйр Темп» даёт возможность своевременно обнаружить сбои в работе холодильного оборудования, нарушения целостности тары, в результате которых повысилась влажность, и принять меры до того, как изменения условий хранения станут существенными. Мониторинг микроклимата осуществляется независимо от выбранного вами варианта доставки.
Правила перевозки лекарственных средств автомобильным транспортом
Даже небольшие партии лекарств невозможно, не нарушая действующие нормы законодательства, транспортировать без обеспечивающего необходимую температуру и влажность оборудования. Крупные партии фармацевтических препаратов перевозят в изотермическом кузове автомобиля или рефрижераторе. Обшитый теплоизоляционным материалом изотерм не боится перепадов температур, атмосферных осадков, холода и жары, но не в состоянии продолжительно обеспечивать температурный режим, существенно отличающийся от определяемого климатическими условиями.
Рефрижератор, в зависимости от класса, может поддерживать следующие значения:
- A – от +12 до 0 °C;
- B – от +12 до -10 °C;
- C – от +12 до -20 °C;
- D – не выше +2 °C;
- E – от -10 °C и ниже;
- F – от -20 °C и ниже.
Внесённые в государственный реестр датчики систем мониторинга микроклимата «СканЭйр Темп» устанавливаются внутри холодильного оборудования, что даёт возможность отслеживать температуру и влажность внутри рефрижератора, даже если вы находитесь за тысячи километров.
Перевозка лекарств по железной дороге
По железной дороге медицинские препараты транспортируют в зависимости от указанного на упаковке температурно-влажностного режима хранения в изотермических или в рефрижераторных вагонах, документированных санитарными паспортами, в термоконтейнерах.
Рефрижераторный вагон – это крытый вагон с проложенным теплоизоляционной прослойкой кузовом с подключающимся к электрической сети или навесному дизель-генератору машинным охлаждением и электроотоплением.
Водные перевозки лекарственных препаратов
Если нужно доставить крупную партию медицинских препаратов на большое расстояние, транспортировка водным путём может оказаться достаточно выгодной. Использование для перевозки лекарств рефрижераторных контейнеров, подключенных к навесным дизель-генераторам, позволяет обеспечить необходимый температурно-влажностный режим на всём протяжении маршрута. Контроль заданных сопроводительными документами параметров осуществляется как в портах загрузки и выгрузки, так и при перемещении по морю или реке. Транспортировка медицинских препаратов водным путём на дальние расстояния может быть достаточно продолжительной.
Чтобы не обнаружить в конце пути полностью непригодную к использованию партию лекарств, лучше наблюдать за соответствием режима её хранения рекомендованному производителем с помощью работающих через спутник GSM-систем температурно-влажностного мониторинга «СканЭйр Темп».
Разработанное инженерным центром «ТехКомМониторинг» оборудование позволит вам отслеживать местоположение груза и контролировать его состояние в процессе следования, не дожидаясь прибытия в конечную точку, даже если вы применяете в работе комбинированные схемы перемещения, включающие перевозки автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.